Построение аккордов
{
прим.
Лад – это порядок организации звуков. Их существует множество, нужные (нам) -- это мажорные лады (ряды,гаммы) для каждой ноты
}
Метод: Формула + мажорный лад
{
ВАЖНО: лад (гамма) С-мажор
без знаков альтерации при нотном ключе (#/b),
а других ладах они появляются.
Появление знаков # и бемоль
}
- Выбираем тонику (например нота C).
- Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-B(си)-C-D-E-F-G-A-B(си) - в русской (немецкой) системе (H)*--далее по тексту это равнозначные обозначения -- нота СИ , т.е. B=H (обычно принято что при использовании буквы H, B обозначает СИ бемоль)
- Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.
Что бы построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G. (до-ми-соль)
В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G. (до-ми'бемоль-соль)
Так называемые "ступени" аккорда.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
C | D | E | F | G | A | B(H) | C | D | E | F | G | A | B(H) |
Как правило, аккорд может дублировать ноты (на грифе).
Формулы для построения трезвучий
Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием (sus), вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.
Полное название | Сокращённое название (например от тоники C) | Формула | Интервальная формула | Аудио |
Major (Мажор) | C | 1-3-5 | Root(тоника)-M3-P5 | |
Augmented (Увеличенный) | Caug | 1-3-♯5 | Root-M3-Aug5 | |
Minor (Минор) | Cm | 1-♭3-5 | Root-m3-P5 | |
Diminished (Уменьшенный) | Cdim | 1-♭3-♭5 | Root-m3-dim5 | |
Suspended 4 (Задержанный) | Csus4 | 1-4-5 | Root-P4-P5 | |
Suspended 2 (Задержанный) | Csus2 | 1-2-5 | Root-M2-P5 | |
M,m -- мажорная минорная терции (см. интервалы).
P -- точно не знаю, по логике это ступень от тоники root (корень), а не интервал.
Формулы для построения септаккордов
Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:
Полное название | Сокращённое название | Формула | Формула интервалов | Аудио |
Major 7 (Мажорный [увелич.] септаккорд) | Cmaj7 | 1-3-5-7 | Root-M3-P5-M7 | |
Dominant 7 (Доминантсептаккорд) | C7 | 1-3-5-♭7 | Root-M3-P5-m7 | |
Minor 7 (Минорный септаккорд) | Cm7 | I–♭3–5–♭7 | Root-m3-P5-m7 | |
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью) | Cm7♭5 | I–♭3–♭5–♭7 | Root-m3-dim5-m7 | |
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд) | Cdim7 | I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6) | Root-m3-dim5-dim7 | |
Формулы для построения расширенных аккордов
Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью.
Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.
Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот "опускаются". Давайте посмотрим на таблицу:
Полное название | Сокращённое название | Формула | Формула интервалов | Аудио |
Major 9 | Cmaj9 | 1-3-5-7-9 | Root-M3-P5-M7-M9 | |
Dominant 9 | C9 | 1-3-5-♭7-9 | Root-M3-P5-m7-M9 | |
Dominant 11 | C11 | 1-3-5-♭7-9-11 | Root-M3-P5-m7-M9-P11 | |
Dominant 13 | C13 | 1-3-5-♭7-9-11-13 | Root-M3-P5-m7-M9-M13 | |
7 правил для получения аккордовой формулы
Как названия аккордов связаны с 3, 5 и 7 ступенями
- Мажорные и доминантсептаккорды имеют в основе 3 ступень (большую терцию, = 4 полутона [гит.лада] см. интервалы).
- Минорные и уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную(♭) 3 ступень (малую терцию, = 3 полутона [гит.лада]).
- Мажорные септаккорды имеют в основе 7 ступень (большую септиму, 10 полутонов).
- Минорные доминантсептаккорды имеют в основе пониженную(♭) 7 ступень, так же как и пониженную(♭) 3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
- Уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную(♭) 5 ступень, так же как и пониженную(♭) 3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
- Увеличенные аккорды имеют повышенную(♯) 5 ступень.
- Аккорды с задержанием заменяют 3 ступень на 2, если это sus2 или 4 ступень sus4.
7 правил в формате таблицы
Аккорд | 3 ступень | 5 ступень | 7 ступень |
Major и Dominant (Увеличенный Xmaj и обычный мажорный X) | 3 | | |
Minor (Обычный минорный Xm) | ♭3 | | |
Major 7 (Увеличенный септ Xmaj7) | | | 7 |
Minor 7 и Dominant 7 (Xm7, X7) | | | ♭7 |
Diminished (уменьшенный Xdim) | ♭3 | ♭5 | |
Augmented (увеличенный Xuag) | 3 | ♯5 | |
Sus2 (с задержанием Xsus2) | 2 | | |
Sus4 (с задержанием Xsus4* - иногда "опускают" и пишут Csus) | 4 | | |
Модификаторы аккордов
Формулы приведённые выше рассматривают большинство аккордов, которые нужно знать. Но помимо них, есть ещё модифицированные аккорды. Следующие правила помогут вам модифицировать уже известные вам аккорды и изучить почти все оставшейся.
- Аккорды с приставкой Add, или через запятую. Их особенность заключается в том, что к обычному трезвучию добавляется 9 ступень. Например, для того чтобы построить аккорд Cadd9, мы должны взять мажорное трезвучие и добавить к нему 9 ступень. Аккорд Cadd9 — это не тот же самое, что аккорд C9. Аккорд Cadd9 строится без 7 ступени, когда как у аккорда C 9 она должна быть.
- Аккорды с пропущенной нотой. Этот вид аккордов просто пропускает ноту из аккорда. В аккордах довольно часто пропускают ноты, которые создают диссонанс, но как-то по особенному их не обозначают.
- Модифицированные ступени. Играя какие-то песни, вы можете наткнуться на аккорды с модифицированными ступенями. Например аккорд minor7♭5. Это минорный септаккорд, в котором понижена 5 ступень (квинта) на пол тона. Другой пример — это модифицированный аккорд E7♭9 (наш любимый Е[7,-9]/[7,9-]) . Это доминантсептаккорд, к которому добавлена пониженная 9 ступень.
пример для E7
♭9
строим ряд E|F|G|A|H|C|D|E|F
для тональности "ми мажор" добавляем 4 диеза на нотах
F, A, G, H, т.е лад для ми мажор будет уже такой:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ступени аккорда |
E | #F | #G | #A | #H | C | D | E | #F | ноты лада |
________________________________________________________}
по формуле (1-3-5-♭7, с добавлением
♭9) получаем
{#A-нет в аккорде} E(без изменений) #+G (повышается) {#+bD (знаки "взаимоустраняются" )=D} {#+b(так же)F=F} итого:
E|#G|H|D|F !получилось!
смотрим на гриф, радуемся и ложимся спать, так как уже утро
.
________________________________________________________________________________
источник
https://proguitarworld.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/