ВВЕДЕНИЕ Александр Розенбаум... Легендарный исполнитель, мастер слова, музыки и аккомпанемента. Наверное, каждый любитель его творчества пробовал подобрать культовую композицию "Вальс-Бостон", часто безуспешно. По крайней мере, авторам (см. ссылку), не удалось в свое время достичь приемлемого качества сопровождения, используя классический, шестиструнный строй гитары, также известный как "испанский". Забавно, что даже "подсматривание" за Александром Яковлевичем на экране телевизора не давало результатов. Совершенно немыслимые аккорды, берущиеся левой рукой, вот она, причина, казалось тогда. Супер-аккорды. Надо всего лишь "снять" аппликатуру и все пойдет само собой. Но все попытки поставить пальцы аналогичным образом оканчивались провалом, ибо звучание, как правило, было негармоничным. Спустя некоторое время стало ясно - строй гитары "не соответствует"... Было, в общем, понятно, что в основе лежит строй русской семиструнной гитары ("Но я-то за гриф семиструнку свою"). Сейчас даже удивительно, что решение не пришло сразу, но тогда мы потратили сравнительно большое количество времени, доходя до того простого факта, что Александр Розенбаум использует семиструнный строй без пятой струны. Примерно через год после такого "открытия" некоторые важные принципы техники игры Александра Яковлевича стали примерно ясны. Еще лет через десять возникло желание поделиться ставшими известными секретами с другими людьми, и в Интернете был открыт проект "Русская Гитара" (см. следующий пост "Курс молодого. Основы" -- архив сайта www.rusguitar.spb.ru). Сайт был замечен, и авторы были приглашены в офис Александра Яковлевича, где и состоялась встреча с самим Розенбаумом. Не скроем, мы испытывали очень сильное волнение, как от самого факта встречи с кумиром, так и вследствие некоторой неуверенности в собственном уровне владения инструментом. К счастью, все страхи оказались беспочвенными. Александр Яковлевич оказался очень интересным и открытым собеседником, с удовольствием обсуждал историю создания техники игры и пояснял моменты, которые для нас, как сторонних наблюдателей, к тому времени остались "за кадром". Надо сказать, что в целом наши познания и практическое умение в этой области оказались весьма удовлетворительными, и нам было сделано любезное предложение вести соответствующий раздел на официальном сайте Розенбаума. В целом, описываемая здесь (ниже см. ссылка) техника игры на гитаре позволяет получить очень впечатляющее звучание, ощущение от которого значительно усиливается вследствие уникальности стиля. Встретятся и трудности. Главные - это необходимость играть большим пальцем левой руки и зажимать одним пальцем левой руки одновременно несколько струн. В последнем случае речь идет не о баррэ, а именно о зажатии двух (для двенадцатиструнных гитар - четырех) струн подушечкой соответствующего пальца (указательного, среднего и безымянного). {Хочу добавить, автору поста так и не удалось зажимать одной подушечкой 2(4)стр., возможно по причине тонких пальцев (однозначно тоньше чем у АЯ). Или потому что на 12 струнке не играл ни когда, а там спаренные струны ближе друг к другу. Пришлось аппликатуры ("распальцовки") доделывать под себя. Везде, где возможно, использую технику испанского строя. Это важно, если неудобные постановки (лично для Вас) пальцев присутствуют, то не получится быстро их менять и будет бОльшая утомляемость.} |
Гитара
Несколько слов о гитаре. Гитара должна быть хорошей. В идеале это должна быть двенадцатиструнка. Однако качественную гитару приобрести за !небольшие деньги! довольно трудно. Покупая существующую модель за небольшую стоимость, есть риск получить глухо звучащий "гроб". Хорошей альтернативой является модификация обычных шестиструнок с добавлением к ним нескольких струн. Для этого к гитаре прикрепляется от двух до шести дополнительных колков. [Следует отметить, что эта статья писалась в конце 90-х годов (?1998 или ранее?), когда не было доступных по цене инструментов в т.ч. б/у.] Доводить эту идею до логического конца следует с осторожностью, ибо есть риск перейти прочностные ограничения конструкции. Хорошим вариантом является сдваивание первой и второй струн и добавление первой струны к четвертой, т.е. всего добавляется !три тонкие струны!, что не напрягает инструмент и в то же время позволяет заметно обогатить звучание. [Во времена молодости Александра Яковлевича все гитары "во дворах" "резались" -- доделывались умельцами] Выбор струн довольно свободен. Можно использовать наборы для семиструнных гитар, так как басы от шестиструнок рассчитаны на более сильное натяжение (они настраиваются на тон выше) и при настройке по схеме Open-G иногда начинают дребезжать. Впрочем, в большинстве случаев обычные струны для шести- двенадцати- струнных гитар звучат вполне нормально. Людям с небольшими кистями рук следует обратить внимание на гриф гитары. Игра большим пальцем левой руки является правилом, и чтобы успешно применять такую технику, левая рука должна иметь возможность обхватывать гриф. "Идеальным" является узкий и чуть-чуть выпуклый гриф. Совершенно потрясающий эффект получается при игре с хорошим звукоснимателем и усилителем. Желаемое подобие достигается минимальными усилиями со стороны играющего. |